Головное устройство (магнитола)

Несмотря на все многообразие вариантов построения мобильных
аудиосистем, есть несколько компонентов, без которых обойтись не
удастся: головное устройство (в народе именуемое магнитола) и
акустическая система (окрещенная тем же vox populi словом колонки).
Сегодня темой нашего разговора станет выбор головного устройства,
которое бы наиболее адекватно отвечало потребностям планирующейся
системы, и на 110% оправдывало вложенные в его приобретение деньги.

Немного истории.

Автомобильное головное устройство вовсе не изобретение последних
пары десятков лет. Еще в тридцатых годах прошлого века автомобильные
радиоприемники производства фирмы Delco ставились в серийный Ford.
Известны и более ранние самостоятельные установки радиоаппаратуры на
автомобиль. У истоков car audio стоят такие люди, как основатель Lear
Jet Corporation Уильям Пауэлл Лир, приспособивший технологию
радиоприема к условиям автомобиля, Эрл Мюнц, создатель первого
автомобильного магнитофона, основатель фирмы Motorola Поль Гэлвин.

На современном рынке автомобильной аудиоаппаратуры предлагаются
различные виды головных аппаратов, различающиеся по своим возможностям.
Следует заметить, что в каждом классе существуют как ресиверы (аппараты
со встроенным маломощным усилителем), так и деки (аппараты без
встроенного усилителя, рассчитанные на аудиофилов). Кроме того,
выпускаются так называемые 2DIN аппараты, с удвоенной по сравнению со
стандартом высотой. В них могут присутствовать несколько типов
источников, которые будут названы чуть ниже. Итак, классификация
головных устройств.

Врезка

Еще один великолепный миф.

Мощность моей магнитолы 50 Вт! Зачем мне отдельный усилитель, на нем ведь тоже 50 Вт написано?..

Любой дружный с физикой человек легко посчитает, что при напряжении
бортовой сети без применения повышающего трансформатора максимально
достижимая мощность усилителя 4,5 Вт. Путем применения некоторых
схемотехнических хитростей ее удается поднять до 18 Вт на канал, но не
выше.

Кассетные магнитолы. Этот класс головных аппаратов стремительно
уходит с рынка, но если Ваша коллекция включает в себя большое
количество любимых записей на компакт-кассетах, то возможно, что
магнитола именно Ваш выбор. В этом классе присутствуют как самые
простые аппараты, так и весьма продвинутые, обладающие развитыми
возможностями настройки. Нормой для таких аппаратов будем считать
наличие автореверса, как минимум одной пары линейных выходов для
подключения усилителя, полностью логическое управление (механическое и
полумеханическое управление сейчас присутствует лишь в беспробудном
отстое типа Vitek, Atlanta, Eurotec и иже с ними, которые покупать не
стоит при любом раскладе лучше подкопить 30 40 условно-зеленых
единиц на низшую модель известного производителя), возможность
управления CD-чейнджером, наличие простейшего темброблока. Возможные
бонусы системы шумоподавления Dolby И и Dolby C, возможность
автопоиска по кассете, дополнительные линейные выходы и линейный вход,
наличие процессора. Приводить примеры достойных аппаратов данного
класса смыла видимо не имеет, но если у кого-то из наших читателей
возникнет такой вопрос милости просим на форум, всегда будем рады
помочь.

CD-ресиверы и CD-деки. Пожалуй, наиболее распространенный сейчас класс
головных аппаратов, так что взглянем на него попристальнее. Аппараты
даже низшего ценового диапазона (от 100 до 200 условных) как правило
прекрасно справляются со своей основной задачей: бесперебойное
считывание с диска цифровых данных, преобразование их в аналоговую
форму и передача на дальнейшее усиление. Здесь не стоит ожидать
каких-то особенных наворотов: все дополнительные функции увеличивают
цену аппарата. Нормой для данной ценовой категории можно считать
наличие декодера mp3, как минимум двух пар линейных выходов, простейший
регулятор тембра, тюнер с системой RDS. Давно завоевали доверие в этой
ценовой категории JVC, Clarion, Kenwood, Sony и Pioneer. В средней
ценовой категории (200 400 убитых енотов) уже аппаратах уже могут
появляться устройства для интеграции с сотовым телефоном через
Bluetooth, простейшие кроссоверы и эквалайзеры, процессоры сигнала.
Примером удачного аппарата в этой ценовой категории может служить
простой, но очень звучный Rockford Fosgate 9030 и весьма продвинутый
JVC KD-SH1000. В дорогом сегменте (от 400 уе) сравнительно давно
возникло деление на чистые источники сигнала и многофункциональные
устройства-универсалы. Аппараты первой категории устроены максимально
просто и почти не имеют наворотов. Единственная их цель обеспечить
максимально точное воспроизведение записанного на носителе сигнала. В
качестве примера можно привести линейку аппаратов Denon и Nakamichi.
Вторая категория аппаратов построена на диаметрально противоположном
принципе: аппарат фаршируется множеством функций от необходимых до
откровенно вредных для звучания. В таких аппаратах появляются
продвинутые инструменты настройки звучания, дисплеи с графикой,
возможности управления внешними устройствами (усилителями, процессорами
сигнала, плейером I-Pod) и многое другое. Здесь лидирующие позиции
занимает Alpine (CDA-9853R и CDA-9855R), на пятки лидеру наступает
Pioneer (P88RS). Если же душа требует крутого эксклюзива или в списке
целей находится участие в автозвуковых соревнованиях, стоит обратить
внимание на Clarion HX-D2.

Врезка

Что такое процессор и нужен ли он мне? Процессор в car audio комплекс
средств цифровой обработки сигнала, включающий в себя кроссовер
(комплекс фильтров, позволяющих выделять необходимый диапазон частот и
подавать специализированным динамикам только ту частотную полосу,
которую они предназначены играть), эквалайзер (устройство, изменяющее
тональный баланс воспроизводимого звука) и временной корректор
(устройство, позволяющее вносить временные задержки в тот или иной
канал системы, тем самым настраивая звуковую сцену). Помимо этого,
процессор может иметь и другие возможности. Нужен он или нет решать
только Вам, но без этих возможностей построить действительно хороший
звук в автомобиле не просто трудно, а практически невозможно, и
немногие исключения лишь подтверждают правило.

MD-ресиверы. Несмотря на то, что технология мини-диска от Sony
практически не получила распространения в car audio, несколько
аппаратов для воспроизведения MD-носителей выпускается и сейчас. В силу
исчезающее малого распространения этого формата говорить подробнее о
них смысла нет.

DVD-ресиверы. Как известно, технология не стоит на месте, и DVD
постепенно вытесняет обычный компакт-диск. Сейчас на рынке DVD-аппараты
представлены весьма широко: от простейших Videovox и Prology до
суперэлитных Alpine DVI-9990R и DVA-9965R. Но стоит помнить, что для
построения полноценного многоканального звучания только аппарата с DVD
недостаточно, необходим еще внешний декодер многоканального звука. Для
подключения такого декодера в аппарате обязательно должен
присутствовать цифровой оптический выход.

Мультимедийные станции представляют собой гибрид DVD-ресивера и
монитора в одном корпусе. По качеству звука и изображения вне
конкуренции среди таких аппаратов находится Alpine IVA-D900R. Высокий
уровень демонстрируют также Alpine IVA-D310R/RB и мультимедийные
станции от Clarion, Pioneer и Kenwood.

Вынос:

Небольшой словарик тематических терминов, частенько применяемых как средство привлечения внимания покупателя:

RDS Radio Data System, система передачи данных по радиоканалу. В
идеале позволяет аппарату принимать и отображать на дисплее текстовую
информацию о состоянии дорог, курсе валют, температуре, производить
синхронизацию часов, осуществлять поиск радиостанции по типу
передаваемых программ и много других хороших вещей. В условиях России
реально работает синхронизация часов и отображение текстовой информации
(обычно курс валют и температура на улице). В принципе, вещь
небесполезная, но и не необходимая.

MOSFET усилитель на базе МОП-транзисторов. Присутствует во всех
аппаратах (кроме дек, естественно), так что чем-то выдающимся не
является.

Burr-Brown 24/96 inside свидетельствует о применении 24-битного
цифро-аналогового преобразователя фирмы Burr-Brown и ни о чем более.
Это не значит, что аппарат будет звучать лучше, чем конкурент с
однобитным ЦАП. Немного электроники (кому не интересно, просто
пропустите абзац): для преобразования записанного на компакт-диске в
цифровой форме сигнала в аналоговую форму применяются так называемые
цифро-аналоговые преобразователи (ЦАП). ЦАП по своей сути является
специализированным процессором, и так же, как и процессор, может иметь
различную разрядность. Однобитные ЦАП обрабатывают поступающую
информацию последовательно, бит за битом. Многобитники могут
обрабатывать потоки информации параллельно. Теоретически, системы с
многобитным ЦАП должны звучать лучше на высоких частотах и обеспечивать
более четкую прорисовку звуковой сцены. На практике так происходит
далеко не всегда. У Burr-Brown есть три модели ЦАП, которые обычно
применяются в дорогих аппаратах: PCM63P-K (разрядность 20 бит,
стоимость до 100 USD за штуку), PCM1702 (разрядность 20 бит,
стоимость до 45 USD за штуку), PCM1704 (разрядность 24 бит, стоимость
до 45 USD за штуку). Кроме того, все три эти микросхемы для
реализации своих возможностей требуют очень сложных схемотехнических
решений, что тоже сказывается на конечной цене аппарата. Теперь судите
сами могут ли эти чипы стоять в аппарате даже за 500 убитых
енотов?.. Все остальные микросхемы от Burr-Brown стандандартный
ширпотреб, который не должен ни привлекать, ни отталкивать покупателя,
так что на все брачные вопли продавца о Burr-Brown и 24-bit
отвечайте спокойным И что с того? На практике, дешевый 24-битник
звучит хуже хорошего однобитного преобразователя, сопоставимого по
цене.

P.M.P.O пиковая мощность. Бесполезный с практической точки зрения показатель.

R.M.S. среднеквадратичная мощность. Ее-то и можно реально добиться от аппарата.

OLED Display дисплей произведен по органолюминесцентной
технологии. Конечно, смотрится красиво, но на звук OLED, как и любой
графический дисплей в лучшем случае не влияет никак, а в худшем
влияет крайне негативно, да и цена из-за этого удовольствия поднимается
очень серьезно.

Также для запудривания мозга покупателю частенько применяются
имеющиеся в подавляющем большинстве современных аппаратов системы
тонкомпенсации или экспандеры. Принцип действия тонкомпенсации
основывается на особенностях работы нашего слуха. При малой громкости
звука ухо сохраняет наибольшую чувствительность на средних частотах, на
высоких и низких частотах же чувствительность слуха серьезно падает.
Для компенсации этого явления была создана схема тонкомпенсации,
вытягивающая высокие и низкие частоты. Сейчас мало кто знает об
истинном назначении тонкомпенсации, и держат ее постоянно включенной,
поднимая таким образом бас. Что ж, при сильном желании хлеб можно
порезать ложкой и суп съесть ножом, но лучше все же обходиться с
кнопкой Loud поделикатнее.

Экспандер предназначен для восстановления утраченных в ходе сжатия
ньюансов звукового сигнала. На практике его стоит включать лишь при
прослушивании радио или записей в формате mp3 невысоким bitrate.