Процессор

DSP, Black Box, улучшайзер, ухудшайзер — далеко не полный перечень сленговых названий процессора в car audio.

Кто-то очень жалует процессоры, кто-то, напротив, морщится при упоминании одного из этих ласковых имен”.

Споры о том, положительно ли влияет процессор на конечное качество звучания или же его присутствие в составе аудиосистемы напрочь убивает звук”, зачастую ни к чему не приводят. Дело в том, что пользователю достаточно сложно объективно оценить, какой именно компонент системы является узким местом” всей аудиосистемы, поэтому и рождаются различные мифы примерно такого содержания: голова” хорошая, акустика тоже, почему же не звучит? в чем дело? …ага, понятно, это процессор! — вот виновник всех бед!..

Сам по себе анализ положительного или отрицательного влияния различных компонентов на качество звука — процедура достаточно сложная, и решения, принятые вот так, с ходу , как правило, бывают необоснованными. В конце концов, есть системы, в которых сам процессор не только неграмотно настроен, но и неверно подключен! О каком положительном влиянии можно вести речь в этом случае?

Попробуем разобраться, нужны ли эти устройства, насколько они полезны и какие они вообще бывают.

Прежде определимся с терминологией: почему — процессор”, и что за процессы протекают внутри него, вызывая столь неоднозначную оценку публики.

В car audio процессором, или DSP (Digital Signal Processor — цифровой сигнальный процессор) принято называть прибор, который производит цифровую обработку музыкального сигнала и служит для точной настройки звукового поля. Каким образом? Немного о проблемах насущных car audio, или…

Зачем?

Первое и самое серьезное препятствие на пути получения высококлассного звука в автомобиле — несимметричное расположение слушателя относительно излучателей (динамиков) левого и правого каналов. Это утверждение легко проверить на практике. Дома у каждого имеется аудиосистема; включите ее и попробуйте при прослушивании знакомых записей сместиться в сторону любой из акустических систем.

А теперь постарайтесь определить месторасположение музыкальных инструментов и исполнителей. Получилось? Конечно, нет! Скрипачи и виолончелисты вдруг смешались и поменялись местами, любимый тенор размазан слева направо (или справа налево — зависит от того, в какую сторону вы сместились, правую или левую), ударные из центра ушли куда-то вбок и сильно уменьшились в размерах. Наблюдаем полное искажение звуковой сцены, формируемой аудиосистемой. В автомобиле ситуация осложняется еще и многократными отражениями, поглощением звуковых волн, неизбежно возникающими внутри тесного акустического пространства (салона). Какой выход?

Первое и самое простое, что приходит в голову, — занять первоначальное, центральное положение прослушивания. Однако не следует забывать — мы в автомобиле. Может быть, когда-нибудь они и станут одноместными, вот тогда… Но лучше не надо. Лучше поищем способ перенести динамики, а не водителя.

Можно расположить АС в самых дальних точках от слушателя, так, чтобы снивелировать ту самую губительную для звука разность левого и правого расстояний от слушателя до динамиков (см. схему 1) . Задача не из простых, она требует серьезной переделки интерьера автомобиля, что в ряде случаев может быть неприемлемо. Поэтому обратимся ко второму, и тоже, казалось бы, очень простому решению — задержать по времени музыкальный сигнал, исходящий из ближайшего динамика, таким образом, чтобы звук из левого и правого динамиков достигал ушей слушателя одновременно. Реализовать это можно с помощью устройств цифровой обработки звука, то есть процессоров.

Какие они?

Принципиально эти устройства схожи — на входе они получают сигнал в цифровом или аналогом виде, затем происходит его обработка, настройка пользователем, преобразование в аналоговый вид и дальнейшая подача к внешним усилителям мощности. Детально разделив особенности, выделим четыре основных типа процессоров.

Первый тип. Все в одном.

Головные устройства, оснащенные встроенным процессором временных задержек. Очень удобно, недорого и качественно. Достоинства очевидны, причем функциональное оснащение современных головных устройств с возможностью временной коррекции практически не уступает оснащению внешних выносных процессоров. Из недостатков можно отметить лишь максимальную длину межблочных кабелей, что не лучшим образом сказывается на качестве передаваемого сигнала.

Второй тип. Универсальный

Сигнал с головного устройства поступает непосредственно в процессор, затем, после обработки, подается к усилителю. Достоинства очевидны: простота подключения и максимальная всепригодность”. Есть и существенные недостатки: подобные универсальные процессоры могут не иметь входов для приема сигнала в цифровом виде, соответственно, аналоговый сигнал с выхода головного устройства поступает на вход процессора, где оцифровывается, проходит должную обработку, затем все в обратном направлении — цифра снова превращается в аналог, то есть музыкальный сигнал проходит на два преобразования больше.

Избежать лишних преобразований можно, применив процессор, оснащенный, например, оптическим входом и дополнительным блоком дистанционного управления. В этом случае цифровой сигнал, минуя ЦАП головного устройства, передается непосредственно внутрь процессора, где и проходит обработку, превращаясь в аналоговый вид только единожды. Головное устройство и процессор могут быть от разных производителей и не иметь общей шины, ведь все управление звуком происходит с пульта процессора. Единственное требование — головное устройство должно иметь цифровой выход.

Третий тип. Свой среди своих

Головное устройство и процессор от одного производителя. В этом случае сигнал гарантированно отправится на обработку в цифровом виде, а все управление настройками будет выполняться с головного устройства посредством фирменной шины. Очень выгодно располагать процессор в непосредственной близости от усилителей, тем самым снижая до минимума длину межблочных кабелей, по которым пройдет слабый аналоговый сигнал. Кстати, еще совсем недавно некоторые процессоры не были оснащены функцией временных задержек, они применялись в системах с единственной целью — снизить, насколько это возможно, длину аналоговых цепей.

Очень похожа на описанную схема подключения чейнджера с оптическим выходом к процессору: сигнал поступит на входы усилителя, даже не попадая в головное устройство. Длина аналогового тракта также минимальная.

Четвертый тип. Бескомпромиссный

Он же беспрецедентный. Сигнал в цифровом виде поступает в процессор, там обрабатывается, затем все в том же цифровом виде поступает в усилитель, находящийся в одном корпусе с процессором. Можно сказать, что длина аналоговых межблочных соединений сведена к нулю, а сигнал, выходящий из усилителя, в гораздо меньшей степени подвержен искажениям. Недостаток один — единственный производитель и единственная модель.

Настройка

Настройка DSP — занятие интересное и увлекательное, с помощью временных задержек можно получить наглядное представление о том, насколько рассогласованы между собой фронты излучения стереоканалов. Можно с филигранной точностью поместить исполнителей перед слушателем, сфокусировать и сделать точечным центральный образ, придвинуть его к себе или отдалить, а то и потехи ради закинуть” солиста к заднему стеклу.

Играя расстояниями до излучателей (или задержками в миллисекундах) можно выстроить звуковое поле глубоким, широким и масштабным.

Теперь перейдем непосредственно к процессу настройки. Обычно звуковые процессоры оснащены многоканальными линиями задержки, т. е. задерживать по времени можно как левый, так и правый каналы. Однако на практике достаточно временной корректировки только для динамиков одного канала, например, задерживаем левый канал для всех автомобилей с левосторонним расположением руля.

В системах с многополосным раздельным усилением звуковые задержки стоит выставлять для каждой частотной полосы раздельно. Включаем тестовые дорожки, отключаем среднечастотники, НЧ-динамики и настраиваем высокочастотники, затем отключаем ВЧ-динамики, включаем среднечастотники и выставляем задержки для них. И наконец, отключив среднечастотники, работаем с временной коррекцией для среднего баса. Проделав эту трехшаговую настройку и включив все три полосы вместе, обнаруживаем кашу! Очень распространенное явление. Дело в том, что ювелирно настроенные по отдельности ВЧ, СЧ и НЧ-полосы, включенные вместе, начинают взаимодействовать и влиять друг на друга негативным образом. Поэтому в раздельных многополосных системах после грубой настройки по полосам обязательно потребуется финишная тонкая настройка во всем частотном диапозоне.

В системах со штатным пассивным кроссовером нет возможности установить различные временные задержки для разных частотных полос. Не стоит отчаиваться, поскольку точно подобранной общей задержки на канал бывает достаточно в девяти случаях из десяти.

Прежде чем вводить временную коррекцию для сабвуфера, стоит испробовать методы безпроцессорной организации фронтального баса, а именно снижение, насколько это возможно, частоты разделения сабвуферного и НЧ/СЧ-динамиков, перефазировку и выбор расположения НЧ-головки. И только если эти меры окажутся неэффективными, следует применять цифровые задержки для фронтальных громкоговорителей, что позволит совместить и сделать согласованным во времени звуковое излучение НЧ/СЧ-динамика и сабвуфера. Результат — четко локализованный и сфокусированный фронтальный бас.

Значения задержек задаются в процессорах либо в миллисекундах, либо в сантиметрах, либо в условных единицах. Настраивать же процессор лучше не с помощью рулетки, замерив расстояние и подставив в формулу полученные значения расстояния до динамиков, а опытным путем, на слух. После нескольких тренировок с настроечными дисками рулетка и формулы вам больше не понадобятся.

Помимо временных задержек, блоки DSP оснащены еще немалым количеством настроечных функций, например, это может быть многополосный графический или параметрический эквалайзер, предустановки звуковых эффектов различных помещений (студия, клуб, театр и т. д.). Пользоваться или нет этими функциями, всецело зависит от пользователя.

Применять — не применять

В каких же случаях стоит применять (или не применять) DSP?

Применять:

практически во всех двухкомпонентных акустических системах ;
в трехкомпонентных системах, когдаü СЧ-динамик находится в двери или в неглубокой приборной панели, т. е. в случае очень близкого расположения наиболее важного излучателя к слушателю.

Не применять:

в трехкомпонентных акустическихü системах с дальним расположением среднечастотника (кик-панели, глубокие” приборные панели);
в напольных установках.

Золотой серединой является применение цифровых задержек в любой аудиосистеме, но с возможностью оперативного отключения DSP. Действительно, существуют музыкальные композиции, в которых не играет особой роли точное позиционирование исполнителей. Простая рекомендация: время от времени попробуйте отключать временные задержки на разном музыкальном материале, и вы поймете, что некоторые записи великолепно звучат с выключенным DSP, а некоторые раскрывают весь свой звуковой потенциал только при участии точно настроенного процессора.
И последнее. Прежде чем отказаться от использования процессора под влиянием чьего-либо предвзятого отношения к этому прибору, прислушаться стоит прежде всего к себе, точнее, к нему, так что слушайте, слушайте и решайте…