Что такое ABS

Антиблокировочная тормозная система ABS

Антиблокировочные системы получили широкое распространение на протяжении последних лет. Сперва на дорогих и спортивных машинах, после на более дешевых, они стали частью тормозной системы. Их сравнительно невысокая стоимость значительно перекрывается преимуществами, которые получает водитель.
По какой причине антиблокировочная?

Плавно нажимая на педаль тормоза, мы замедляем движенье автомобиля до полной его остановки. Хотя, бывает, что требуется остановиться моментально, мы резко жмем на педаль, вот тогда и появляется опасность юза, т.е. скольжения заблокированных колес по скользкой дороге, при коем авто не слушается поворота руля. В автошколах инструктор по вождению учит: на мокром асфальте эффективней гасить скорость толчками, с большой скоростью отпуская и нажимая педаль тормоза, ощущая при этом границу скольжения и стараясь не перейти ее. Скажите, кто в мин. опасности вспомнит такие наставления? Статистика неумолима 10 процентов аварий случается из-за того, что заблокированные передние колеса на льду, снегу и мокром асфальте не могут изменить направления движенья автомобиля. Что делать? Люди придумали антиблокировочную систему (ABS), т.е. ряд устройств, которые при торможении автомобиля, независимо от действий водителя, предотвращают блокировку колес. Так, железный конь с ABS на скользкой поверхности дороги при потребности в экстренной остановке не только лишь не проскочит с невращающимися колесами вперед, не только лишь не потеряет управление (порой от этого зависит жизнь пешеходов), но еще и, вероятно, не вылетит с пути со всеми вытекающими из этого последствиями.
Как работает ABS?

Замечено, что максимальное сцепление колеса с поверхностью дороги (будь это сухой или влажный асфальт, мокрая брусчатка или укатанный снег) достигается при некотором, а точнее 15-30 процентном относительном его проскальзывании. Это проскальзывание и является тем единственно допустимым и желательным, которое обеспечивается настройкой элементов системы. Что же это за элементы? В первую очередь, заметим, что ABS работает, создавая импульсы давления тормозной жидкости, которые передаются колесам. Т.е. наставления инструктора выполняет за человека электроника и исполнительные механизмы, делая это наиболее оптимальным образом. Все существующие на автомобилях ABS включают 3 основных составляющих: датчики, установленные на колесах и регистрирующие скорость их вращения, электронный блок обработки данных и модулятор или даже блок модуляторов, который и меняет циклически давление в тормозной трассы.

Датчики

Представьте себе, что на ступице колеса закреплен зубчатый венец. Датчик неподвижно крепится над торцом венца. Он состоит из магнитного сердечника, расположенного внутри катушки. При вращении зубчатого венца в катушке индуцируется электрический ток, частота которого прямо пропорциональна угловой скорости вращения колеса. Полученная так от датчика информация передается по проводу электронному блоку управления.

Электронный блок управления

Получая информацию, что называется с колес, блок управления отслеживает моменты их блокировки. А так как блокировка случается от переизбытка давления тормозной жидкости в трассы, подводящей ее к колесу, мозг вырабатывает команду: снизить давление!

Модуляторы

Выполняют эту команду модуляторы, содержащие, обычно, 2 электромагнитных клапана. I перекрывает доступ жидкости в трасса, идущую от главного цилиндра к колесу, II-й при избыточном давлении открывает путь тормозной жидкости в резервуар гидроаккумулятора.
ABS бывают разнообразные

В наиболее дорогих, а значит, и наиболее эффективных системах любое колесо имеет индивидуальное регулирование давления тормозной жидкости. Конечно, что число датчиков угловой скорости, модуляторов давления и каналов управления в этом случае равно числу колес. Дешевые обходятся ABS с 2-мя датчиками на задних колесах, одним общим модулятором и одним каналом управления. Самое большое использование заполучила система с четырьмя датчиками, однако с 2-мя модуляторами (по одному на ось) и 2-мя каналами управления. Наконец, выпускают трехканальную систему, с четырьмя датчиками угловой скорости. 3 модулятора этой системы обслуживают 3 канала, производя индивидуальное регулирование давления тормозной жидкости в магистралях передних колес по отдельности и обеих задних колес.

Вы думаете, что давление тормозной жидкости в тормозной трассы создается лишь главным тормозным цилиндром? Отнюдь нет. Нередко ему помогает особый, встроенный в систему гидронасос. В новейших ABS при помощи компьютера оценивается динамика движенья автомобиля, угол наклона дорожного полотна, сцепление с поверхностью дороги, влияние включенного круиз-контроля при замедлении автомобиля и иные факторы и, на основании этой информации определяет какое требуется давление в тормозной трассы. Определив необходимую величину давления, ее обеспечивают подачей или стравливанием тормозной жидкости в гидроаккумулятор.
ABS друг водителя

Перейдем сейчас от теории к практике. По какой причине все-таки требуется стремиться приобрести железный конь с ABS? В экстренной ситуации, когда инстинктивно вы с силой жмете на педаль тормоза, при любых, даже наиболее неблагоприятных дорожных условиях, железный конь не развернет, не уведет с заданного курса. Напротив, управляемость машины сохранится, это означает, что вы сможете объехать препятствие, а при торможении на скользком повороте избежать заноса. Работа ABS сопровождается импульсными толчками на педали тормоза (их сила зависит от конкретной марки автомобиля) и звуком трещетки, который исходит из блока модуляторов. Об исправности системы сигнализирует световой индикатор (с надписью ABS) на приборном щитке. Индикатор загорается при включенном зажигании и затухает ч/з 2-3 сек. после пуска мотора. Если сигнал подается при работающем двигателе есть предлог для беспокойства, требуется ехать на СТО диагностировать и, вероятно, ремонтировать систему. Нужно помнить о том, что торможение автомобиля с ABS не должно быть многократным и прерывистым. Тормозную педаль требуется держать нажатой со существенным усилием в ходе процесса торможения система сама обеспечит минимальный тормозной путь. Чтоб сделать подобный простой вывод в США, к примеру, потребовалось провести изучение причин довольно крупного числа авто аварий в 1986-95 гг., в период массового введения ABS на американских автомобилях. Эксперты Страхового Института Безопасности Движенья на Автострадах (Insurance Institute for Highway Safety) сперва не верили полученной статистике: вероятность смерти пассажиров при столкновении 2-х авто, двигавшихся по сухому асфальту, оснащенных ABS была на 42 процента выше, чем при авариях автомобилей без ABS. Выяснилось, что во всех ситуациях водители, пересевшие с авто, оснащенных обычными тормозными системами на модели с ABS допускали ошибку: они по привычке импульсивно нажимали на педаль при торможении и этим дезинформировали электронный блок управления, что и приводило к понижению эффективности торможения в ряде случаев до опасной черты. На сухой дороге ABS может уменьшить тормозной путь автомобиля приблизительно на 20 процентов в сравнении с тормозным путем автомобилей с заблокированными колесами. На снегу, льду, мокром асфальте разница, конечно, будет гораздо более. Замечено: использование ABS способствует увеличению срока службы шин. Установка ABS ненамного повышает стоимость автомобиля, не усложняет его техобслуживание и не требует от водителя каких-то особых навыков управления. Постоянное совершенствование конструкции систем вместе со понижением их стоимости в скором времени приведет к тому, что они станут неотъемлемой, стандартной частью легковых авто всех классов.
И всё же ABS не панацея

Эксперты думают, что наличие в автомобиле ABS создает у водителя иллюзию безопасности, после чего он не учитывает, что ABS не создает сцепления с дорогой прерогатива протектора и размеров пятна контакта покрышек колес. Да, ABS предупредит блокировку тормозов и позволит сохранить контроль над курсовой устойчивостью и поворачиваемостью, однако она не гарантирует уменьшения тормозного пути. Когда речь ведется о сухих и нескользких дорогах, бывает как раз наоборот тормозной путь оказывается более, чем у обычного автомобиля, однако понимание этого приходит, к несчастью, чересчур поздно.

Иной вопрос могут ли ABS постоянно достоверно распознавать ситуацию? Помнится, корреспонденты World Off Road в ходе испытаний джипов моделировали неудачный въезд на холм: потеря сцепления на полпути наверх, сильное нажатие на педаль тормоза, чтоб удержать машину на склоне, включение задней передачи и мягкий спуск с горы, используя торможение мотором. Все шло нормально, пока не пришел черед Ford Explorer, а после и Mitsubishi Pajero, оснащенных ABS. Внедорожники упрямо скатывались с холма, невзирая на то, что испытатели выжимали педаль тормоза до упора: система воспринимала небольшое скольжение вниз на сыпучем склоне и резкое нажатие на тормоз в этот миг как команду разблокировать колеса. В итоге и Ford, и Mitsubishi не имели возможность удержаться на склоне без использования ручника. Нетрудно представить, чем чревата подобная ситуация в реальной жизни, если склон довольно длинный, коллизия приключилась более близко к вершине, водитель растерялся (или не действует стояночный тормоз), а сзади уже пристроилась какая-нибудь машина. Словом, как бы ни была хороша ABS в плане улучшения активной безопасности автомобиля, главным по-прежнему остается водитель, который обязан критически осмысливать дорожную ситуацию и реальные возможности собственного железного друга.
Трудности использования и неисправности ABS

Заметим, что современные ABS обладают довольно высокой надежностью и могут длительное время трудиться не выходя из строя. Электронные блоки ABS отказывают крайне нечасто, т.к. защищены специальными реле и предохранителями, и если такая неисправность все-таки случилась, то ее причина часто бывает связана с нарушениями правил и рекомендаций, о которых упомянем чуть ниже. Самыми же уязвимыми в схеме ABS являются колесные датчики, располагаемые близко вращающихся деталей ступицы или полуосей. Место расположения таких датчиков благополучным никак не назовешь: разные загрязнения или даже чересчур огромной люфт в подшипниках ступицы способны вызывать сбои в работе датчиков, которые и становятся чаще всего виновниками неполадок в работе ABS. Помимо того, на работоспособность ABS оказывает влияние величина напряжения м/у клеммами аккумулятора. При уменьшении напряжения до 10,5 В и ниже ABS вообще может своими силами выключиться ч/з предохранительный электронный блок. Предохранительное реле может тоже сработать при недопустимых колебаниях и всплесках напряжения в сети автомобиля. Чтоб этого не произошло, вот рекомендации: нельзя разъединять электрические разъемы при включенном зажигании и работающем двигателе, не лучше заводить мотор методом прикуривания от постороннего аккумулятора или предоставлять для этой цели в качестве донора свой авто и, к тому же, требуется строго следить за состоянием контактных соединений на генераторе. Что еще? Если автомобилю потребовался ремонт с применением сварки, то перед началом работ нужно отсоединить проводку от электронного блока управления ABS.

Помимо того, этот блок не рекомендуется подвергать нагреву свыше 85 градусов по Цельсию более 2-х часов. Это к тому, если авто предполагается красить, а после сушить горячим методом в особой камере. О том, что ABS неисправна, свидетельствует загорание контрольной лампы на панели приборов. Чересчур нервно реагировать на это не нужно, без тормозов железный конь не останется, однако при торможении будет себя вести как машина, в которой ABS отсутствует. Если контрольная лампа ABS загорелась в ходе движенья, требуется остановить авто, заглушить мотор и проверить напряжение м/у клеммами аккумулятора. Если оно окажется ниже 10,5 В, то возможно продолжать движенье, а при I-ой возможности зарядить аккумулятор. Если лампа ABS время от времени загорается и затухает, то, вероятнее всего, барахлит какой-либо контакт в электрической цепи ABS. Железный конь нужно загнать на смотровую канаву, проверить все провода и зачистить электрические контакты. Если причина мигания лампы ABS не будет обнаружена, то дальнейшие поиски неисправности нужно продолжить в специализированном автосервисе.

Есть ряд особенностей, связанных с обслуживанием или ремонтом тормозной системы с ABS. К примеру, перед заменой тормозной жидкости нужно разрядить аккумулятор давления в гидроблоке ABS. Для этого при выключенном зажигании требуется раз двадцать нажать на педаль тормоза. Нужно помнить, что, включая зажигание, вы одновременно подключаете электронасос в гидроблоке ABS. Если система разгерметизирована, то жидкость из нее просто выгонит. Однако этот же прием возможно применять при прокачке системы зажигание включают ровно так, сколько из прозрачного шланга, надетого на штуцер для прокачки, будут выходить пузырьки воздуха.