Замена сцепления на ваз-2109

Устройство сцепления

Сцепление ВАЗ-2109, как и у большей части иномарок, однодисковое, сухое, с центральной нажимной пружиной. Кожух сцепления крепится к маховику 6-ю болтами, а с нажимным диском соединяется 3-мя парами упругих пластин. Такая упругая связь обеспечивает передачу крутящего момента от кожуха сцепления на нажимной диск, и осевое перемещение нажимного диска в кожухе при выключении сцепления. К тому же, соединительные пластины за счет собственной упругости отводят нажимной диск от ведомого диска при выключении сцепления. Ведомый диск в сборе с демпфером расположен на шлицах первичного вала коробки передач.

Привод выключения сцепления механический с пружинным усилителем (сервомеханизмом). Педали сцепления и тормоза подвешены на общей оси к кронштейну. К педали сцепления приварен рычаг усилителя, который шарнирно соединяется с толкателем. Конец толкателя закреплен скобой. На итоге толкателя м/у опорной опорой и шайбой поставлена сперва сжатая пружина. Опора упирается в гнездо кронштейна, приваренного к кронштейну педалей. Верхняя часть педали соединяется с серьгой троса привода сцепления. Нижний наконечник оболочки троса зажат в гнезде кронштейна 2-мя регулировочными гайками с шайбами. На нижнем итоге троса крепится поводок, который пальцем соединяется с рычагом вилки выключения сцепления. Нижний конец троса закрыт чехлом. Верхний наконечник оболочки троса расположен в резиновом буфере, который торцом упирается в гнездо передка кузова.

Для снижения уровня шума в автомобиле в приводе сцепления применяются резиновые детали, не допускающие вибрации. В то же время они обеспечивают эластичность привода сцепления. Потому по усилию на педали порой непросто уловить конец ее свободного хода.
Из-за этого свободный ход проверяйте на рычаге вилки выключения сцепления.

Снятие сцепления и его привода

Сперва снимите коробку передач. После открутите болты крепления кожуха (корзинки) сцепления к маховику и снимите кожух сцепления в сборе с нажимным диском. При этом высвобождается ведомый диск сцепления.

Для снятия привода выключения сцепления ослабьте регулировочные гайки и выньте нижнюю часть троса из гнезда кронштейна крепления оболочки троса. После отсоедините поводок от рычага вилки выключения сцепления. Снимите с педали серьгу троса. Выньте трос в сборе с буфером из щита передка кузова.

Для снятия педали сцепления зафиксируйте пружину на толкателе шплинтом или проволокой поперечником 2 миллиметра, установив их в отверстие толкателя под опорой. Для поиска отверстия в нужном положении поверните педаль сцепления на оси. После снимите оттяжную пружину педали тормоза и ось педалей, вынув сперва скобу из канавки оси педалей. Снимите педаль сцепления в сборе с пружинным усилителем.

При потребности замены вилки выключения сцепления выпрессуйте наружную втулку из картера сцепления, выньте вилку, после установите новую вилку и запрессуйте втулку, сперва заложив в нее смазку. Проверка технического состояния и контроль сцепления

Проверьте состояние ведомого диска. Фрикционные накладки замените новыми при появлении растрескиваний, уменьшении расстояния м/у заклепкой и служебной поверхностью до 0,2 миллиметра, и при неравномерном износе и односторонних задирах. При ремонте ведомого диска (замене накладок) нужно применять приспособление для замены фрикционных накладок ведомого диска. Торцовое биение служебной поверхности фрикционных накладок не должно превышать 0,5 миллиметра. Если оно более, то диск выправьте, используя ключ для правки ведомого диска, или замените новым.

Для проверки состояния ведущей части сцепления установите кожух сцепления в сборе с нажимным диском на приспособление с промежуточным кольцом толщиной 8,3 миллиметра. Это приспособление имитирует маховик с ведомым диском. Закрепив кожух сцепления, выполните 3 хода выключения, прикладывая на лепестки нажимной пружины нагрузку не более 137,8 кгс, и замерьте величину отхода нажимного диска. Ходу выключения (7+0,1) мм концов лепестков должен соответствовать ход диска не меньше 1,4 миллиметра.

Замерьте расстояние от основания приспособления до плоскости концов лепестков пружины. Оно должно быть 32,6-34,6 миллиметра для нового сцепления. В ходе работы сцепления за счет износа дисков сцепления этот размер растет. Если он достигнет 43 миллиметра или перемещение нажимного диска будет менее 1,4 миллиметра, замените кожух сцепления в сборе с нажимным диском.

Проверьте упругость пружин. Оттяжная пружина вилки выключения сцепления обязана иметь длину: 102 миллиметра под усилием 23,5+2,4 кгс; 91 миллиметр под усилием 12,3+1,2 кгс; 81 миллиметр в свободном состоянии.
Длина пружины усилителя привода выключения сцепления обязана быть 30,6 миллиметра под усилием 54,9+0,6 кгс; 44 миллиметра под усилием (31,5+0,7) кгс; 62 миллиметра в свободном состоянии.

Проверьте состояние троса. В первую очередь убедитесь в прочном креплении наконечников троса, поводка и серьги, и в том, что трос свободно перемещается внутри оболочки. Проверьте состояние оболочки троса, резиновых буферов и втулок, защитного чехла, серьги и поводка. При повреждении троса и иных его элементов, при ослаблении наконечников замените трос новым.

Установка сцепления и его привода

Ведется в последовательности, обратной снятию. При этом: проверьте состояние шлицев на ступице ведомого диска и на первичном валу коробки передач, шлицы очистите и смажьте тонким слоем молибденовой (синей) смазки; установите сцепление, расположив ведомый диск выступающей частью ступицы в сторону нажимного диска и перед затягиванием крепежных винтов корзинки сцепления к маховику отцентрируйте положение диска в корзинке сравнительно маховика, вставив в шлицевое отверстие оправку, имитирующую конец первичного вала коробки передач; смажьте втулки педалей и места соединения пружинного усилителя с педалью и кронштейном консистентной смазкой.

Пружинный усилитель привода сцепления разбирайте и собирайте лишь при потребности в приспособлении для сборки пружинного механизма (сервомеханизма). При сборке смажьте толкатель в отверстии опоры и втулку толкателя смазкой. После установки педали сцепления на железный конь требуется удалить технологический шплинт, фиксирующий пружину усилителя на толкателе.
Регулировка свободного хода рычага вилки выключения сцепления

Свободный ход на рычаге в исходном положении привода должен составлять 3,5-4,0 миллиметра. Его регулируйте гайками, изменяя положение нижней ветви троса сравнительно кронштейна.

Порядок регулировки следующий. Ослабьте гайки и установите щуп Ж1,5 миллиметра в окно поводка троса так, чтоб он расположился м/у кромкой поводка и гнездом рычага вилки выключения сцепления. После затяните гайки до ликвидации зазоров в приводе выключения сцепления. Вынув щуп, проверьте величину свободного хода рычага вилки выключения сцепления.